И вновь премьера. Буквально через пару дней мы предложим нашим зрителям новый премьерный спектакль. На этот раз, режиссер-постановщик, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Куриленко обратился к абсолютно классическому, на его взгляд, произведению. Свой новый спектакль он поставил по пьесе советского драматурга, поэта, киносценариста Николая Эрдмана «Самоубийца». О новом спектакле режиссер вместе с актрисой Натальей Леоновой, исполнительницей роли жены главного героя, рассказали сегодня на встрече с гродненскими СМИ.
Пьесу «Самоубийца» Сергей Куриленко относит к образцам великой драматургии:
– Произведений такого уровня не так много. А если говорить о комедии, я не знаю другой такой же по величине и значимости. На мой взгляд, она современна до сих пор. Почему мне и захотелось поставить её сейчас. Мне кажется, что пьеса эта до сих пор жива и актуальна.
В спектакле занята фактически вся труппа театра. Есть даже приглашенные артисты (актеры театра кукол В. Прободяк и А. Бобровский).
Режиссер о выборе актеров:
– Выбор актеров всегда происходит на уровне каких то интуиций, пристрастий. Возможно, другой режиссер увидел бы иначе, я вижу так. Поэтому у меня заняты именно эти актеры. Мы рассчитываем на зрителя думающего, который постарается принять материал, понять его, оценить то, что мы сделали. Хочется хотя бы чуть-чуть дотянутся до Н.Эрдмана, потому что пьеса «Самоубийца» – это драматургия очень высокого уровня.
С вою пьесу «Самоубийца» Н.Эрдман написал в 1928 году, но отголоском прошлого её назвать нельзя – уж слишком много в истории Семена Семеновича Подсекальникова (родь играет Василий Минич) пересечений с днём сегодняшним.
Нужно отметить, что пьеса «Самоубийца» при жизни автора не печаталась и не ставилась в театре. Ставить ее запретили и Мейерхольду, и Станиславскому. В оттепельные времена на уже готовые спектакли Театра Вахтангова и «Таганки» также было «наложено вето». Н.Эрдмана за откровенно антисоветские пьесы не расстреляли только потому, что пьесы эти смешили до слез всех. В крепко скрученном сюжете «Самоубийцы» автор максимально цинично обошелся с каждым представителем столичного социума эпохи НЭПа, от простого мясника и никудышного безработного до священника и интеллигента.
Сюжет на первый взгляд прост. Главный герой ссорится с женой Машей из-за ливерной колбасы. Но бытовой конфликт быстро перерастает в конфликт глобальный, а затем и вовсе превращается в фарс. Мария Лукьяновна решает, что муж задумал самоубийство, и пытается всячески ему препятствовать, привлекая и мать, и соседей по коммуналке. Семен Семенович, думавший вообще-то не о смерти, а о колбасе, приписанное ему намерение неожиданно подхватывает, решив, что жить на иждивении жены и тещи ему больше никак нельзя.
– Мария Лукьяновна – настоящая женщина, которая вся в своем муже – говорит актриса Наталья Леонова. – Сегодня очень рьяно ратуют за равноправие полов. Мария Лукьяновна же так выстраивает взаимоотношения со своим безработным мужем, чтобы никак его не обидеть. Мне кажется, в ней много женщина-наседки, которая вся в своих родственниках, в первую очередь в муже, в маме. С одной стороны мне это нравится, с другой же, я думаю, такое её отношение дало возможность Семену Семеновичу стать инфантильным, нерешительным. Но его жена, окружающие, жизненные обстоятельства ставят его в такое положение, что он вынужден измениться. И мы увидим, как он меняется. В результате он говорит очень правильные вещи, о которых все молчат. Окружающие думают также, но сказать вслух не решаются.
Как будут развиваться события, и чем, в конце концов, всё закончится, можно узнать, посмотрев спектакль «Самоубийца», премьерные показы которого состоятся 6, 7, 27 апреля.